(Разработана учителем МОУ "СОШ №16" Генераловой Т.Я.) Реализация программы будет осуществляться через имитацию работы химической лаборатории, построена по модульному принципу. Блоки-модули представлены через работу в отдельных мастерских лаборатории: «Азы лабораторного мастерства», «Воздушная стихия», «Огненная стихия», «Водная стихия», «Этот удивительный мир веществ». Программа является гибкой и мобильной, так как каждый модуль может быть использован как самостоятельный цикл занятий, что позволяет варьировать последовательность изложения отдельных блоков, использовать программу для обобщающего повторения при подготовке к экзаменам и предпрофильной подготовки для разных групп школьников. Распределение часов на изучение отдельных блоков-модулей является ориентировочным.
Факультативный курс «Химия в задачах» разработан учителем химии МОУ «СОШ №16» Генераловой Т. Я. (педагогический стаж 36 лет, высшая квалификационная категория). Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике и математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля. В процессе работы пришла к выводу, что существующий разрыв между уровнем стандартных задач школьного курса и уровнем задач предлагаемых для решения на ЕГЭ по химии, а также на вступительных экзаменах в ВУЗы, через урок не восполнить. Перспективу своего предмета вижу в преподавании факультативных и элективных курсов прикладного характера, одним из которых является разработанный и апробированный мною в течение ряда лет факультативный курс «Химия в задачах». Над разработкой данного факультатива работаю более 20 лет. В качестве методического обеспечения данного факультатива мною решено, составлено, систематизировано по разделам, степени сложности более 2,5 тысяч задач. Программа данного факультативного курса представляет собой две части, связанные концентрически: 1. «Учимся решать задачи по химии» (8, 9, 10 кл..); 2. «Решение задач повышенной сложности» (8 – 11 кл.). Часовая разбивка зависит от конкретных условий и возможностей школы. При изучении 1 части дети получают хорошую базовую подготовку для решения типовых, усложненных и комбинированных задач, вторая часть предназначена для школьников, выбирающих ВУЗы с химическим профилем, то есть это, фактически, довузовская подготовка по решению задач. Предлагаемая программа факультативного курса «Химия в задачах» рассчитана в первую очередь на учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии. В случае функционирования профильных и специализированных классов, данный курс целесообразен в общеобразовательном, физико-математическом, естественно-научном, агрохимическом классах. При наличии химических классов данный факультативный курс будет вспомогательным, что в сочетании с углубленным изучением химии позволит выпускникам хорошо подготовиться к поступлению и обучению в ВУЗах, а в конечном счете сыграют положительную роль в подготовке научной и технической интеллигенции страны. Программа курса построена в соответствии с требованиями: • Программ по химии для общеобразовательных учреждений; • Государственного общеобразовательного стандарта по химии; • Программ для поступления в университеты. Программа факультативного курса интегрирует в себе сведения по физике, математике, биологии, экологии, географии. Курс рассчитан на аудиторную и самостоятельную работу обучающихся и носит в большей степени практическую направленность в применении теоретического материала, научных знаний для решения задач. О результативности факультативного курса говорят следующие факты: • Выпускники успешно поступают в ВУЗы на химические специальности, причем география учебных заведений достаточно широка (от Москвы и Санкт-Петербурга до Томска и Иркутска); • Учащихся выпускных классов стабильно показывают хорошие и отличные результаты при проведении государственного тестирования и сдаче ЕГЭ по химии; • Дети, занимающиеся по программе факультатива ежегодно являются призерами городских химических олимпиад, несколько раз занимали призовые места на краевых олимпиадах по химии (смотри приложение в виде презентации).