Аналитическая справка педагогической деятельности учителя химии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» Г. Минусинска Красноярского края Генераловой Тамары Яковлевны
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь В. Ключевский.
Сколько себя помню, всегда знала, что буду работать в школе учителем. И вот уже 36 лет считаю педагогику не профессией, а образом жизни. Основой своего жизненного и профессионального кредо считаю слова основоположника педагогики А. Дистервега «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием». Глубоко убеждена, что главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке это желание, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, доказывая себе и обществу, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыться. И в этой связи, кроме личности самого учителя, его педагогического мастерства, на первый план выступает умение учить детей анализу своей собственной деятельности, подведению итогов своей учебной работы. Какова же динамика учебных достижений моих учеников? Все эти годы имею 100% успеваемость по предмету.
Интересно проследить качество успеваемости на отдельно взятом классе по годам. На переходе из основной школы в среднюю состав классов меняется, так как часть детей уходит из школы, поступает в колледжи, училища. Возьмем для сравнения коллектив одного класса, состав которого существенно не изменился при переходе в старшее звено.
Можно сравнивать и отдельные классы основной школы, коллективы которых не менялись.
Хотя в IX Г классе позитивного роста и не произошло, качество успеваемости осталось стабильным, то есть дети показали устойчивые знания и на следующий год обучения. Каким же образом я добиваюсь такой результативности? Как отслеживаю учебные достижения детей? В основе моей работы лежит выработанная годами работы рейтинговая система учета учебных достижений учащихся, которая включает в себя следующие разделы: 1. Учебная работа обучающихся на уроках химии 2. Внеклассная работа по предмету. Остановимся подробнее на учебной работе. С 8 класса ввожу рейтинговую систему, решая тем самым проблему глобального поэтапного контроля ЗУНов учащихся. В тетради учета знаний фиксирую все успехи и пробелы ребят. Эта тетрадь представляет собой как бы послужной список каждого ребенка, а оценки приобретают значение итоговой характеристики. В этой связи учитываю знание ключевых понятий и применение их для решения расчетных и экспериментальных задач, владение предметной терминологией при устных выступлениях на семинарских занятиях, проведение экспериментов, умение грамотно с соблюдением правил техники безопасности выполнить и оформить практическую работу, составить кроссворд, «химическую сказку», задачу, устное выступление. Непременным условием высокого рейтингового балла считаю умение учащихся иллюстрировать свои работы с помощью фотографий и ИКТ. Систематически подводя итоги рейтинга по отдельным темам, подвергаю их «гласности», обращая внимание ребят на максимальный рейтинговый балл. Наиболее целесообразным считаю систему накопления баллов с переводом их суммы в итоговую оценку по пятибалльной шкале. При этом разным видам учебной работы и соответствующим достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в баллах. Учащиеся ознакомлены с условием, что повторная пересдача темы оценивается более низким баллом. Важным обстоятельством является то, что данная информация является открытой для ребят, они всегда могут узнать, как у них обстоят дела на данный момент времени, что им можно предпринять для повышения рейтинговой оценки. Я же со своей стороны всячески поощряю попытки детей улучшить ситуацию, представляя для этого все возможности. В этом состоит мой принципоткрытых перспектив. Считаю, что каждая оценка должна быть стимулом, вызывающим положительную реакцию ученика. Такая система почти никого не оставляет равнодушным и исключает конфликтные ситуации. Не секрет, что в школе очень разный контингент детей, а наш предмет по трудности сравнивается с математикой, и все же цифры говорят о том, что данная система начинает работать уже с 8 класса. Отслеживая качество успеваемости учащихся 8 классов по годам, можно увидеть устойчивый интерес к предмету.
Особое внимание учителя всегда приковано к выпускникам. Я счастлива и горда тем, что дети выбирают химию на итоговой аттестации и с каждым годом число таких учеников увеличивается.
Примечание: в школе два учителя химии, поэтому в выпускных классах я работаю через год. Так как анализ осуществляется по трем годам работы учителя, то я взяла три последних выпуска обучающихся.
Естественно, экзамены – это волнующая пора не только для детей, но и для учителя. Объективно ли оценены учащиеся? Подтвердят ли выпускники свои знания? Подтверждением знаний и умений является итоговый экзамен. Он же покажет и объективность оценивания ученика. Результаты итоговой аттестации выпускников основной школы (9 класс) (протоколы экзаменов прилагаются). 2003 – 2004 учебный год
Итого: из 20 учащихся оценку «5» получили 12; оценку «4» получили 8 человек. Средний балл «4,6»; Качество 100%
2005-2006 учебный год
Итого: из 21 ученика оценку «5» получили 11; оценку «4» - 10 человек Средний балл «4,52»; Качество 100%.
Итоги экзаменов порадовали меня, позволили испытать чувство гордости за своих учеников. Но если после не совсем удачной попытки сдать экзамен в 9 классе можно еще что-то поправить, доучить, то в 11 классе экзаменационная оценка – это практически итоговая оценка в аттестат, пропускной билет для получения специального образования. Сдача такого экзамена требует очень основательной подготовки, поэтому и выбирают химию в качестве экзамена по выбору меньшее количество учащихся. Это уже в большинстве своем те дети, которые свою будущую жизнь свяжут с моим любимым предметом.
Нет сомнения, что выпускной экзамен в 11 классе – это прежде всего экзамен для учителя, ведь наряду с успехами в освоении полного курса химии здесь выявляются и пробелы в знаниях учащихся. Анализ результатов экзаменов позволяет мне планировать будущую деятельность.
Итого: из 9уч-ся оценку «5» получили 3 человека ; оценку «4» - 4 человека; оценку «3» - 2 человека. Средний балл «4,11»; Качество 77,7%. Средний балл по г. Минусинску «3,26»
2005 – 2006 учебный год
Итого: из 10 учащихся оценка «5» - 5 человек; оценка «4» - 4 человека; оценка «3» - 1 человека. Средний балл «4,4»; Качество 90%. Средний балл по г. Минусинску «3,75»
Подводя итог, можно проанализировать степень обученности и динамику качества итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы (11 класс) по годам.
Как видим, позитивный рост подтвержден. В такие минуты можно похвалить не только детей, но и себя: «Я замечательный учитель, у меня лучшие ученики»
Вот и пришла пора отпустить ребят в самостоятельную жизнь. Всегда с волнением провожаю ставших своими детей и разлетаются они в разные уголки нашей страны. Карта. География выпускников В заключение нужно сказать, что представленные результаты являются итогом многолетней кропотливой работы по включенности каждого ребенка в учебный процесс, использования передовых педагогических технологий, совершенствования методики проведения уроков, использования рейтинговой системы учета и контроля знаний учащихся. Практика показывает, что дети, имеющие высокие рейтинговые результаты, успешны не только в школе, но и в ВУЗе, будь то технический или ВУЗ, связанный со специальностью «химия».
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по химии Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить А. Дистервег. Моей творческой лабораторией является кабинет химии. Именно на базе кабинета вместе с детьми готовлю и провожу факультативные занятия, занятия элективных курсов, школьные олимпиады, общественные смотры знаний, развивающие и познавательные игры, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, творческие защиты работ учащихся и многое другое. Традиционными стали предметные недели химии в нашей школе. Они позволяют не только углубить знания по предмету, но и расширить кругозор учеников, показать значение науки в жизни человека. Во время заключительного этапа недели химии подводятся итоги рейтинга учебных достижений школьников во внеклассной работе по предмету. При подведении итогов учитываю: - участие в школьных и городских олимпиадах; - участие в научно-практических конференциях и конкурсах; - участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности; - участие в проведении предметных недель и другие показатели овладения предметом. Имена детей, добившихся высоких рейтинговых результатов, вписываются в летопись кабинета химии. Остановлюсь на нескольких видах внеклассной работы по химии. Много лет работаю по научно-методической теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время». Важнейшим средством активизации познавательной деятельности школьников считаю использование расчетных и качественных химических задач, которые позволяют в значительной мере решить основные функции обучения и воспитания. В процессе работы пришла к выводу, что существующий разрыв между требованиями ЕГЭ по химии, требованиями приемных комиссий ВУЗов и реальными знаниями и умениями выпускников в объеме образовательного стандарта, через урок не восполнить. Перспективу развития своего предмета вижу в проведении факультативных курсов прикладного характера, одним из которых является разработанный и успешно апробированный мною в течение ряда лет факультатив «Химия в задачах». Над разработкой данного факультативного курса работаю более 20 лет. В настоящее время программа разработана полностью и представляет собой 2 части, связанные концентрически: 1. «Учимся решать задачи по химии» для 8,9,10 классов; 2. «Решение задач повышенной сложности» для 9-11 классов. Результатом изучения образовательных запросов и потребностей обучающихся, анализа и сравнения существующих учебно-методических комплектов и нормативного учебно-методического материала по химии явилось создание мною богатого информационного банка, основным составляющим которого является методическое обеспечение факультативных курсов; более 2,5 тысяч задач, составленных, решенных и систематизированных по разделам и степени сложности. Программа данного курса рецензирована доцентом кафедры химии Института естественных наук и математики ХГУ имени Н. Ф. Катанова, кандидатом педагогических наук Скрябиной О. С. и рекомендована учителям, методическим объединениям учителей химии для практического использования в учебном процессе (рецензия в визитке автора сайта ). Государственное тестирование, ЕГЭ, выбор выпускниками МОУ «СОШ №16» специальностей, связанных с наукой химией, а также итоги химических олимпиад позволяют сделать вывод о результативности факультативного курса «Химия в задачах». Вот они, мои звездочки. Их имена внесены в историю края, города, школы и образуют «золотой фонд» летописи кабинета химии. После такой детальной проработки химических задач, поступив в ВУЗ, студенты не только чувствуют себя уверенно при изучении химических наук, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы, но являются призерами химических олимпиад, проводимых как внутри, так и между различными ВУЗами города Для успешной реализации профильного обучения необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение. Это касается как профильных, так и элективных курсов. В своей практике широко использую элективные курсы по выбору с ориентацией на естественнонаучный профиль, такие как: «Химия и экология», «Химия. Питание. Здоровье.», «Химики строят дом» и другие. Китайская мудрость гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – я запомню, дай мне действовать самому – я научусь», поэтому большую популярность среди учащихся имеет программа элективного курса «Вещества и их превращения» или «Проверь себя – не химик ли ты?», составленная мною после прохождения курсовой подготовки на базе СибГТУ (удостоверение № 2786). Основная цель курса – на примере веществ, применяемых человеком в повседневной жизни, вооружить школьников навыками учебно-исследовательской деятельности, дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха (рецензия в визитке). После самостоятельной творческой работы, имеющей практическую направленность по программе данного элективного курса, 9 школьников определились со своей будущей профессией и уже второй год успешно занимаются проектной и учебно-исследовательской деятельностью. В этом учебном году три группы моих учащихся 10 класса представляют свои работы на школьной и городской научно-практической конференции, а также принимают участие во Втором всероссийском фестивале исследовательских работ учащихся издательского дома «Первое сентября» «Портфолио». Проведение данных факультативных и элективных курсов позволило мне еще больше поднять интерес к предмету, усилить мотивацию учащихся к изучению химии с целью выбора профессии, дальнейшего самоопределения выпускников, также использовать различные методы и организационные формы обучения, научиться разрабатывать методику занятий, осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты, создавать условия для инициативы и творчества учащихся, диагностировать уровень сформированности универсальных умений школьников, побуждать детей к инновационной деятельности, систематическому самообразованию, формированию коммуникативных умений. (Из опыта работы, 2007 год)